Служба школьной медиации
Медиация как способ разрешения конфликтов в школе
Медиация (посредничество) – это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.
Цель медиации – добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.
Необходимым условием медиации является добровольное участие сторон.
Школьная медиация - метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе. Он призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Для метода "школьная медиация" школа - это "школа жизни", "школа социального взаимодействия" и школа коммуникации (общения)". Помимо медиации как процедуры разрешения споров, метод школьной медиации включает и "медиативный подход" - инструмент позитивного общения между взрослыми и детьми, построенный на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ
- Описание процедуры должно начаться с определения цели встречи, а именно: помочь участникам найти взаимоприемлемое решение их спора или проблемы.
- Кроме этого, необходимо представить последовательность встречи, что поможет участникам сориентироваться в процессе и позволит снять лишнее напряжение, связанное с непониманием процедуры медиации.
Таким образом, участникам нужно сказать, что:
- каждый участник будет иметь возможность описать свое видение конфликтной ситуации;
- каждый сможет высказаться относительно того, как можно решить конфликтную ситуацию;
- все варианты решения будут детально рассмотрены, и участники выберут только тот вариант решения конфликта, который будет устраивать обоих;
- по результатам встречи будет подписано соглашение о достоверности между участниками.
ПРАВИЛА МЕДИАЦИИ
- Успех медиации в большой мере зависит от стиля общения, который выбирают участники конфликта. Поэтому уместно обратить внимание сторон на тот факт, что взаимные оскорбления и угрозы не позволят общаться продуктивно. Вместо этого следование правилам и сотрудничество - залог решения конфликта с учетом интересов участников. Поэтому во вступительном слове следует предложить сторонам некоторые правила общения, которые позволят провести переговоры конструктивно, например:
- Когда один говорит, другие его слушают.
- Каждая сторона ведет себя вежливо.
- Участники не перебивают друг друга.
- Участники не оскорбляют друг друга.
Медиатор на этапе составления соглашения помогает сторонам:
- Детально определить решение (путь разрешения) каждой из указанных сторонами проблем, которые возникли в результате конфликта.
- Проверить договоренность на реалистичность (возможность сторон выполнить указанный объем работ в указанные сроки).
- Подготовить участников спора презентовать достигнутое соглашение третьим лицам (родителям, завучу, психологу и т.д.) в случае, если есть такая необходимость.
- Определить будущие отношения (взаимодействие, коммуникацию) участников спора.
- Соглашение должно содержать четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта.
- Формулировки соглашения должны быть четкими и понятными участникам, а также иметь утвердительную, позитивную форму изложения.
Школьная медиация – мирное решение и снижение уровня насилия и проблем в школе.
Важно знать, что...
Как вести себя в условиях конфликта?
15 правил поведения в конфликтных ситуациях
Информационно-методический вестник. Выпуск 1.
Информационно-методический вестник. Выпуск 2.
Нормативные документы по медиации
ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.12.2015 г. № 07-4317
Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 21.07.2014 г. № 810
|